Защита прав потребителей
Образцы документов:
Законодательство о защите прав потребителей
регулирует отношения между потребителем (гражданином), который имеет
намерение заказать или приобрести, товары (услуги, работы) исключительно
для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны и
организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для
реализации потребителем (изготовителем), реализующей товары потребителям
по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей
услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) с другой
стороны.
Соответственно товар (услуги и т.д.) должен приобретаться потребителем
исключительно для личных (бытовых) нужд. Не является потребителем –
гражданин, приобретающий товар для организации и за счет данной
организации.
В соответствии со статьями 129, 455 Гражданского кодекса РФ, а также
Законом РФ «О защите прав потребителей» под товаром понимается любая
вещь, не изъятая из гражданского оборота, при этом реализуемая по
договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не
связанных с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьями 702, 730 Гражданского
кодекса РФ, а также Закона РФ «О защите прав потребителей» под работами
понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по
заданию потребителя, имеющая материальный результат (строительство
жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для
удовлетворения личных (бытовых) нужд.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса, а также Закона РФ «О
защите прав потребителей» под услугами понимается совершение за плату
определенных действий или осуществление определенной деятельности по
заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по
перевозке, связи, образовательные и т.п.).
Исходя из Закона РФ «О защите прав потребителей»,
в частности определений понятий «потребитель», «продавец», «исполнитель»
отношения, регулируемые законодательством, могут возникать из возмездных
гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ,
оказание услуг, в частности из договоров купли-продажи, в том числе:
розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения; найма
жилого помещения; подряда (бытового, строительного); проката; перевозки
граждан их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров
направленных на оказание финансовых услуг; договоров возмездного
оказания услуг (связи, медицинских, туристических и т.п.) и других
договоров, направленных на удовлетворения личных (бытовых) нужд граждан,
не связанных с извлечением прибыли.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения
между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с
законодательством возложенные на них государственно-властные или
административно-распорядительные полномочия, в частности:
- отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия;
- отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных
действий;
- отношения, возникающие при осуществлении государственными органами
исполнительной власти, органами местного самоуправления,
государственными учреждениями возложенных на них законодательством
административно-распорядительных полномочий (оформление паспортов и виз,
ремонт и содержание автодорог и т.п.).
Основой правого регулирования отношений в области защиты прав
потребителей является Гражданский кодекс РФ, а также Закон РФ «О защите
прав потребителей», который применяется к отдельным видам гражданско-
правовых договоров в части не противоречащей ГК РФ.
В Законе РФ «О защите прав потребителей» даны признаки отнесения
недостатков к существенным. К существенным относятся недостатки товара
(работы, услуги), которые делают невозможным или недопустимым
использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым
назначением, либо которые не могут быть устранены, либо которые
проявляются вновь после устранения, либо для устранения которых
требуются большие затраты, либо вследствие которых потребитель в
значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать
при заключении договора.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», если
стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара
(работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю
товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим
требованиям.
Закон РФ «О защите прав потребителей» к понятию «стандарт» относит:
государственные стандарты, санитарные нормы и правила и другие
документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные
требования к качеству товара (работ, услуг).
В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок
службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется
обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по
назначению и нести ответственность за существенные недостатки,
возникающие по его вине.
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара
(работы) длительного пользования. Перечень таких товаров (работ)
утверждается Правительством РФ.
На товары (работы), предназначенные для длительного использования, не
включенные в указанный перечень, изготовитель (исполнитель) вправе сам
устанавливать срок службы. В случае не установления срока, изготовитель
(исполнитель), в соответствии со статьей 29 Закона РФ «О защите прав
потребителей», за вред, причиненный вследствие недостатков товара
(работы), будет нести ответственность в течение десяти лет со дня
передачи товара потребителю, а если день передачи товара установить
невозможно, то с момента изготовления товара.
Срок годности – период, по истечении которого товар (продукты питания,
парфюмерия, медикаменты и т.п.) считается непригодным для использования
по назначению.
Перечень товаров, на которые изготовитель обязан устанавливать срок
годности, утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ
от 16 июня 1997 г. № 720 «Об утверждении перечня …….для использования по
назначению.»).
В соответствии со статьей 8 Закона РФ «О защите прав потребителей»
потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной
информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и
реализуемых им товаров (работах, услугах). Указанная информация в
наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском
языке. Если перевод на русский язык недостоверен, то это следует
расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной
информации.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»
потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по
своему выбору предъявить требования:
- о безвозмездном устранении недостатков товаров или возмещении расходов
на их исправление потребителем или третьим лицом;
- о замене на такой же товар аналогичной марки.
Вместо предъявления одного из этих требований потребитель вправе
возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать
возврата уплаченной за него суммы.
Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем
товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые
установлены гарантийные сроки – технического паспорта или иного
заменяющего его документа. Продавец обязан принять товар ненадлежащего
качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку
качества товара (экспертиза). Потребитель вправе оспорить заключение
экспертизы в судебном порядке.
Отношения, возникающие между потребителем и продавцом при продаже
недвижимого имущества (например, квартиры) для личных нужд, регулируются
нормами Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав
потребителей».
В случае существенного нарушения требований к качеству недвижимого
имущества потребитель вправе отказаться от исполнения договора
купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы.
Покупатель не вправе требовать замены недвижимого имущества (статья 557
Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 470 Гражданского кодекса РФ гарантийный срок может быть
установлен в договоре купли-продажи. Поскольку договоры розничной
купли-продажи, как правило, являются договорами присоединения (статья
428 Гражданского кодекса РФ), условия которых определяются продавцом, то
и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается
продавцом товара.
Гарантийный срок на товар установленный продавцом не может быть ниже
гарантийного срока на товар, установленного изготовителем. Если
гарантийный срок изготовителем не установлен, в договоре купли-продажи
может быть установлен гарантийный срок любой продолжительности. Однако в
случае установления продавцом гарантийного срока меньшей
продолжительности, чем шесть месяцев (двух лет по недвижимости), с
учетом правила, установленного статьей 477 Гражданского кодекса РФ,
продавец будет нести ответственность.
Согласно статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителя», при
расторжении договора купли-продажи, потребителю возмещаются убытки в
полном объеме, в десятидневный срок с момента предъявления
соответствующего требования.
В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса РФ при возврате
покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе
удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за
полного или частичного использования товара, потери им товарного вида.
Неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона РФ «О защите
прав потребителей», взыскивается за каждый день просрочки, впредь до
выполнения соответствующего требования потребителя без ограничения
какой-либо суммой.
В соответствии со статьей 502 Гражданского кодекса РФ и статьи 25 Закона
РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять
непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у
продавца у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не
подошел по форме, габаритам, расцветке, фасону, размеру или по иным
причинам не может быть использован потребителем по назначению, в течении
четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен товара производится, если он не был в употреблении, сохранены его
товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а
также товарный или кассовый чек, выданные потребителю вместе с товаром.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по указанным основаниям,
утверждается Правительством РФ. В настоящее время такой перечень
утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55
«Об утверждении правил …… расцветки или комплектации».
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения
покупателя к продавцу, покупатель вправе по своему выбору расторгнуть
договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный
товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом
его поступлении.
|