Управляющая компания отвечает за качество воды
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2011 г. по делу № А56-73579/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе ... рассмотрев
18.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с
ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профсервис" на
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по
делу N А56-73579/2009 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профсервис"
(далее - ООО "УК "Профсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании
недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском
районах (далее - Территориальный отдел, Роспотребнадзор) от 28.09.2009 N
Ф78-01-05-24/4718-09 об устранении выявленных у заявителя нарушений.
К
участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 30.07.2010 (судья Ульянова М.Н.) в
удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.01.2011 решение от 30.07.2010 изменено.
Пункт 2 оспариваемого предписания Роспотребнадзора, обязывающий ООО "УК "Профсервис"
произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги (горячее
водоснабжение) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), признан недействительным. В
остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В
кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом
апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление
от 17.01.2011 в части возложения на заявителя обязанностей по обеспечению
показателей качества горячей воды в жилом доме по адресу: Санкт-Петербург,
Пулковское шоссе, дом 15, корпус 3, в соответствии с требованиями санитарных
правил и нормативов.
В
отзыве на кассационную жалобу Роспотребнадзор просит оставить постановление
апелляционного суда без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Лица, участвующие в рассматриваемом деле, о времени и месте судебного
разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в заседание
кассационной инстанции не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не
является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта
проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи
с обращением в Территориальный отдел жильцов дома N 15, корпус 3 по Пулковскому
шоссе в городе Санкт-Петербурге с жалобой на подачу горячей воды, не
соответствующей требованиям санитарного законодательства Российской Федерации,
Роспотребнадзор обследовал указанный многоквартирный жилой дом с проведением
лабораторных испытаний подаваемой потребителям горячей воды.
По результатам лабораторных испытаний
двух проб горячей воды, отобранных 09.09.2009 на вводе в здание (узел учета ГВС)
- N 1 и в квартире 147 (стояк ГВС на квартиру 147) - N 2, установлено, что
качество горячей воды в распределительной сети жилого дома не соответствует
требованиям санитарных правил и нормативов. Согласно протоколу лабораторных
исследований от 11.09.2009 N 4364 содержание железа в исследуемых образцах
составило 1,2 мг/куб.дм при предельно допустимой концентрации не более 0,3 мг/л;
мутность воды составила 18 мг/куб.дм при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л;
цветность воды превысила допустимые показатели в 2,5 раза (50 градусов), что
является нарушением: пункта 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода.
Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого
водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению
безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы", утвержденные постановлением главного государственного санитарного
врача РФ от 26.09.2001 N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01); а также статей 11 и
19 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (далее - Закона N 52-ФЗ) и пункта 49 Правил N 307.
Результаты проверки отражены в акте от
18.09.2009 N 78-01-05-26/1794-09, на основании которого ООО "УК "Профсервис"
выдано предписание от 28.09.2009 N Ф78-01-05-24/4718-09, обязавшее Общество
устранить выявленные нарушения в срок до 10.10.2009, а именно: обеспечить
значение показателей качества горячей воды в соответствии с требованиями
санитарных правил и нормативов, а также произвести перерасчет размера платы за
коммунальную услугу (горячее водоснабжение).
Не согласившись с вынесенным
предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 11 Закона №
52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с
осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного
законодательства, а также постановлений, предписаний и
санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в
эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и
должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 той же
статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица,
осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны
обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным
правилам.
Согласно пункту 49 Правил № 307 исполнитель обязан, в частности, предоставлять
потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего
качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его
имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
а также с названными Правилами и договором.
Из содержания пункта 6 раздела 2 приложения N 1 к указанным Правилам следует,
что одним из требований к качеству такой коммунальной услуги, как горячее
водоснабжение, является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды
санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от
санитарных норм и правил не допускается.
В
соответствии с пунктами 3.2 и 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды
должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в
распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней
водопроводной сети, а благоприятные органолептические свойства воды определяться
ее соответствием приведенным в названном документе нормативам. Пунктом 3.4.3
СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что допустимая концентрация железа в
источнике водоснабжения не должна превышать 0,3 мг/л (1 мг/л). Нормативы по
мутности - 2,6 (3,5) ЕФМ (по формазину) или 1,5 (2) мг/л (по каолину). В силу
пункта 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 нормативы по цветности не должны превышать 20
градусов (норматив в 35 градусов может быть установлен по постановлению главного
государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной
системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической
обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки).
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд
апелляционной инстанции сделал вывод о нарушении заявителем законодательства в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части
возложения на заявителя обязанностей по обеспечению показателей качества горячей
воды в жилом доме в соответствии с требованиями Санитарных правил и нормативов.
При этом суд исходил из того, что в соответствии с договором от 14.05.2008 N
832-04/08 (далее - Договор управления), заключенным Обществом с
Санкт-Петербургским государственным учреждением "Жилищное агентство Московского
района Санкт-Петербурга", ООО "УК "Профсервис" является управляющей организацией
в отношении упомянутого многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург,
Пулковское шоссе, дом 15, корпус 3.
Договором управления предусмотрена
обязанность управляющей компании обеспечить жильцам указанного жилого дома
предоставление коммунальных услуг, в том числе и горячее водоснабжение. Факт
превышения допустимых концентрации железа, мутности и цветности воды установлен
судами и подтверждается материалами дела (протоколом лабораторных исследований
от 11.09.2009 N 4364, актом от 18.09.2009 N 78-01-05-26/1794-09, а также
экспертным заключением от 11.09.2009 N 78.01.01Ф-06-46/1769).
При таких обстоятельствах суд
апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе Обществу в
удовлетворении заявленных им требований в указанной части и не нашел оснований
для признания недействительным оспариваемого пункта предписания
административного органа.
Кассационная инстанция отклоняет довод
подателя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции сделал неправильный вывод
о возложении на заявителя обязанности по обеспечению показателей качества
горячей воды в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов.
Из договора теплоснабжения от
01.08.2008 N 7746.039.1, заключенного Обществом с государственным унитарным
предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", в частности
следует, что между абонентом и энергоснабжающей организацией разделены границы
балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние и
обслуживание тепловых сетей. Общество обязуется соблюдать предусмотренный данным
договором режим потребления тепловой энергии, а также обеспечивать безопасность
эксплуатации тепловых сетей и исправность используемых приборов и оборудования.
Таким образом, ООО "УК "Профсервис"
является юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию систем теплоснабжения,
следовательно, обязано обеспечивать контроль качества горячей воды согласно
требованиям Санитарных правил и нормативов.
Суд апелляционной инстанции правильно
установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все
представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального
права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют, а доводы подателя
кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела,
установленных апелляционным судом.
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по делу N А56-73579/2009 оставить
без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Профсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Г.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Т.В.КЛИРИКОВА
Е.О.МАТЛИНА |