Судебная практика по вопросам ТСЖ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2007 года
Дело № А56-25404/2006
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей
Бухарцева С.Н. и Мунтян Л.Б., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Сердюкова М.В. (доверенность от
14.12.06 N 18/25977), рассмотрев 12.07.07 в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по
Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области от 12.12.06 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление
Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.07 (судьи Фокина Е.А.,
Борисова Г.В., Зотеева Л.В.) по делу N А56-25404/2006,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 1393 (далее - Кооператив) обратился в
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о
признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 13.06.06 N 09/12697,
принятого по результатам выездной проверки соблюдения заявителем налогового
законодательства в 2003 - 2005 годы, и от 14.06.06 N 1235-ш о взыскании
налоговых санкций.
Решением от 12.12.06 суд удовлетворил заявленные требования, установив
несоответствие оспариваемых ненормативных актов налогового органа статьям 41,
248 - 249, 346.11, 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК
РФ) и статьям 110 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Суд апелляционной инстанции постановлением от 19.05.07 оставил решение суда без
изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты,
ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное
выяснение обстоятельств дела, и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По
мнению подателя жалобы, налогооблагаемая прибыль Кооператива "должна
определяться как разница между полученными обязательными платежами членов ЖСК и
произведенными расходами, соответствующими требованиям главы 25 Налогового
кодекса РФ". При этом налоговый орган считает, что в силу статей 249 и 346.15 НК
РФ плата членов ЖСК за содержание и ремонт жилого помещения, плата за услуги и
работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному
ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные
услуги "квалифицируются в качестве выручки от реализации", то есть являются
доходом Кооператива.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени судебного
разбирательства, однако представитель Кооператива в судебное заседание не
явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив
правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм
материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 12.05.06 N 09/28 в ходе выездной проверки соблюдения
Кооперативом налогового законодательства в 2003 - 2005 годы Инспекция выявила
занижение налога на прибыль за 2003 - 2004 годы на 27025 руб. и единого налога
при применении им в 2005 году упрощенной системы налогообложения на 211643 руб.,
вменив налогоплательщику в вину нарушение статей 249 и 346.15 НК РФ. Данный
вывод налоговый орган обосновал тем, что "плата членов ЖСК за содержание и
ремонт жилого помещения, за услуги и работы по управлению многоквартирным домом,
содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном
доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются в качестве выручки от
реализации", так как обязательные платежи товарищества собственников жилья не
относятся к целевым поступлениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 251 НК РФ.
Принятым по результатам проверки решением от 13.06.06 N 09/12697 Инспекция
привлекла Кооператив к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК
РФ, за неуплату налога на прибыль и единого налога в виде взыскания штрафов в
сумме 47734 руб., предложив ему в срок, указанный в требовании, уплатить
налоговые санкции, 27025 руб. налога на прибыль и 211643 руб. единого налога, а
также пени в суммах 4998 руб. и 6265 руб. соответственно.
Поскольку добровольно налогоплательщик не исполнил направленное на основании
этого решения требование об уплате налоговых санкций, налоговый орган принял в
порядке статьи 103.1 НК РФ решение от 14.06.06 N 1235-ш о взыскании с
Кооператива налоговых санкций в сумме 47734 руб.
Кассационная коллегия считает, что данные ненормативные акты Инспекции не
соответствуют нормам налогового законодательства и нарушают права заявителя, в
связи с чем обоснованно признаны в судебном порядке недействительными.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль
организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях
главы 25 Налогового кодекса РФ - "Налог на прибыль организаций" для российских
организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных
расходов, которые определяются в соответствии с этой главой.
Доходы, уменьшенные на величину расходов, признаются в силу пункта 1 статьи
346.14 НК РФ и объектом налогообложения при применении упрощенной системы
налогообложения, а из статьи 346.15 НК РФ следует, что при определении объекта
налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со
статьей 249 НК РФ.
Согласно же указанной статье главы 25 Налогового кодекса РФ доходом от
реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как
собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации
имущественных прав. В соответствии с пунктом 2 статьи 249 НК РФ выручка от
реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за
реализованные товары (работы, услуги), или имущественные права, выраженные в
денежной и (или) натуральной формах.
В данном случае Инспекция при исчислении налога на прибыль за 2003 - 2004 годы и
единого налога за 2005 год включила в налоговую базу Кооператива средства его
членов в виде обязательных платежей "на содержание и ремонт жилого помещения, за
услуги и работы по управлению многоквартирным домом, на содержание, текущий и
капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за
коммунальные услуги".
Однако, в силу статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 110
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищно-строительным
кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц
на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также
управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. При этом
жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами, в
которых его члены своими средствами участвуют в приобретении, строительстве,
реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 статьи
155 ЖК РФ члены жилищного кооператива вносят обязательные платежи и (или)
взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт
общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в
порядке, установленном органами управления жилищного кооператива.
Таким образом, обязательные платежи и взносы собственников помещений в
многоквартирном доме, используемые Кооперативом на оплату стоимости содержания,
обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг,
являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме
на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение уставной
деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению
эксплуатации этого комплекса.
Однако такие целевые поступления от собственников жилых помещений, используемые
созданным ими Кооперативом по назначению в соответствии с принятой им сметой, не
являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) по определению статьи 249
НК РФ и не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на
прибыль в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ как целевые поступления на содержание
некоммерческой организации и ведение уставной деятельности.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали законные основания для
начисления Кооперативу недоимок по налогу на прибыль за 2003 - 2004 годы и
единому налогу за 2005 год, а следовательно, для начисления пеней и привлечения
заявителя к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за
неуплату (неполную уплату) сумм налога.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для
удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой не основаны на нормах
материального права и фактических обстоятельствах дела, а принятые по делу
судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 102, 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от
12.12.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
19.03.07 по делу N А56-25404/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу -
без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по
Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины
за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий
ТРОИЦКАЯ Н.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
МУНТЯН Л.Б.
|