ТСЖ и оформление земли
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2008 г. N 03-05-04-02/36
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
о налогообложении земельным налогом земельных участков, на которых расположены
многоквартирные дома, а также о предоставлении информации, необходимой для
исчисления земельного налога, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены
многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого
имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый
учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений
в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и
иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован
до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании
решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое
уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы
государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о
формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного
кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом
и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит
бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в
многоквартирном доме.
Вместе с тем необходимо отметить, что основания прекращения права собственности
на земельные участки предусмотрены в статье 44 Земельного кодекса Российской
Федерации, к числу которых отнесены отчуждение собственником своего земельного
участка другим лицам, отказ собственника от права собственности на земельный
участок, принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством.
Таким образом, изменение жилищного законодательства не влечет автоматического
прекращения права государственной или муниципальной собственности на земельный
участок путем его перехода в общую долевую собственность собственников помещений
в многоквартирном доме.
Кроме того, положения статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ содержат лишь
условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом,
в общую долевую собственность, но не определяют порядок такого перехода, в связи
с чем полагаем, что для перехода земельного участка в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо
соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых
отношений.
На основании статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации
предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за
плату на основании решения исполнительных органов государственной власти или
органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления
соответствующих земельных участков. Вместе с тем в случаях, предусмотренных
Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (в частности,
статьей 16 Федерального закона N 189-ФЗ) и законами субъектов Российской
Федерации, предоставление земельных участков в собственность граждан и
юридических лиц может осуществляться бесплатно.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание сложившуюся
судебно-арбитражную практику (например, Определение Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 19.10.2007 N 10248/07), полагаем, что для оформления
земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности и на котором расположен
многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственников помещений
необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа.
По вопросу о налогообложении земельных участков, на которых расположены
многоквартирные дома, необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 388 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками
на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками не признаются
организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды.
На основании пункта 1 статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении
земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для
каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного
участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади
указанного помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения
(обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в
многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией
неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее
имущество.
Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (далее - Правила), утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, при регистрации
в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(далее - ЕГРП) права общей долевой собственности на объекты недвижимого
имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в графе
"Доля" указывается размер доли в праве общей долевой собственности на них,
принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме, согласно сведениям,
содержащимся в представленных на регистрацию документах. Если в представленных
на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой
собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в графу "Доля" вносятся
слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей
площади", далее указываются сведения о помещении, принадлежащем собственнику
(участнику общей долевой собственности), в соответствии с пунктами 28 и 29
Правил.
При регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого
имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в графе
"Правообладатель" указываются предусмотренные пунктом 18 Правил данные о
собственниках помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса содержащаяся в ЕГРП
информация о долях в праве общей долевой собственности на общее имущество в
многоквартирном доме и их правообладателях должна передаваться в налоговые
органы.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками,
являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи
396 Налогового кодекса).
На основании изданного во исполнение Постановления Правительства Российской
Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и
технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального
строительства" совместному Приказу Государственного комитета Российской
Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 28 февраля 2001 года N 36,
БГ-3-08/67 "Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями
технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого
имущества" в налоговые органы представляется информация об объекте недвижимого
имущества, признаваемом объектом налогообложения по налогу на имущество
физических лиц, а также об объекте недвижимого имущества, находящемся во
владении юридического лица на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов
недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
19 августа 2004 г. N 418, Роснедвижимость осуществляет ведение государственного
технического учета объектов капитального строительства и предоставление
заинтересованным лицам сведений об объектах капитального строительства.
Приказом Минэкономразвития России от 8 сентября 2006 г. N 268 утверждены Правила
ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства,
согласно которым источниками формирования реестра являются, в частности,
технические паспорта, оформленные организациями технического учета и технической
инвентаризации объектов капитального строительства (далее - ОТИ) по результатам
технического учета и технической инвентаризации объектов учета, сведения и
документы, полученные в результате инвентаризации учетно-технической
документации, входящей в состав архивного фонда Российской Федерации,
находящейся в пользовании ОТИ.
Согласно указанным Правилам для внесения в реестр сведений об объектах учета ОТИ
предоставляет в соответствующее управление Роснедвижимости или его подразделение
технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3-х экземплярах и в
электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного
обеспечения, и копии правоустанавливающих документов.
Одновременно сообщаем, что указанные разъяснения направлены в адрес ФНС России
письмом Минфина от 27 марта 2007 г. N 03-05-05-02/17.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН